психотерапевт киев
психолог Киев
г. Киев
ул. Кудряшева 7, офис 350
 
психолог скайп психолог консуьтация
телефон (044) 228–66–92
телефон МТС психолог (099) 480–11–96
телефон киевствар психолог (096) 955–92–52
спсихолог facebook
   

Смотреть все записи блога

Страх, тревога, ч.1. ОШИБКИ в МЫШЛЕНИИ – причина ТРЕВОГИ и СТРАХОВ.
 
 

Что такое тревога?
ТРЕВОГА возникает и поддерживается иррациональным, ошибочным мышлением и повторяющимися, стереотипными и неэффективными стратегиями поведения.

Случай 1-ый. Перфекционизм, неоправданное «долженствование» или «Я всегда должна быть безупречной».

Одна моя пациентка в разговоре со мной часто высказывала утверждение, что она всегда знала, что все должна делать правильно, на «пятерку». Да, это знание достаточно часто помогало ей добиваться результатов: в учебе, в овладении своей профессией, в достижении карьерных успехов. Но какой ценой? А цена была в высочайшем напряжении и мобилизации внутренних сил и ресурсов на достижение абсолютного совершенства.
Со временем она перестала получать удовольствие от работы. Усталость, утомляемость, разочарование и раздражение стали становиться частыми ее спутниками. Она не была счастлива и в близких отношениях. В каждом своем действии она требовала от себя безупречности, и это проецировалось на ее близкие отношения. Она постоянно пребывала в тревоге и страхе потерять семью, из-за того, что не сможет быть идеальной и соответствовать ожиданиям ее мужа. Она постоянно сомневалась в результатах своих поступков, беспокоясь о том, что ее неправильно оценят, а в некоторых случаях даже осудят. Она боялась потерять близкого человека, беспокоясь о том, чтобы быть всегда правильной в отношении с ним. И соответственно в каждом его поступке сомневалась в его преданности и честности. Она боялась потерять то, что имела, и она боялась приобретать новое в своей жизни.

Не понимая этого, она страдала от страхов, которые «поселились» в ее теле, и в частности в ее кишечнике в виде синдрома раздраженного кишечника (СРК). Она избегала поездок в метро и общественном транспорте, так как боялась, что «случится непоправимое», и она «опозорится»… Так вот, в этом разговоре я обратил ее внимание на то, что
во-первых: не один человек не может быть совершенным и соответственно требовать этого от других людей;
во-вторых: долженствование – это внутренняя установка сознания на необходимость чего-нибудь в противоположность тому, что существует, это требование того как должно быть в отличие от того как есть на самом деле;
в-третьих: знание должно помогать нам, а не ограничивать наши возможности. «Знание – наша сила» как известно, а не слабость.

Установка мышления на долженствование напрямую связано с социальными ожиданиями: быть самым лучшим, заслужить похвалу и одобрение. Долженствование – это требование соответствия определенному идеалу, в противном случае – угроза отвержения. «Если я не сделаю это, то я потеряю все», «если не будет порядка, все рухнет», «если я не буду успешным, я буду никому не нужным» и т.п. Но долженствование не совпадает с истинной мотивацией человека. А это означает конфликт между «должен» и «хочу», результатом чего является постоянная тревога.

На сеансах психотерапии моя пациентка научилась не предъявлять высоких требований к себе и к окружающим ее людям. Она научилась рассматривать свое императивное и безальтернативное «должен» с более гибких и мягких позиций «могу» и «было бы лучше». Она смогла разглядеть альтернативные варианты своего поведения и реакций на события окружающего мира, задавая себе вопросы: «Почему так было бы лучше?», «Какие есть альтернативы?», «Каковы реальные последствия того или иного выбора?», «Какой вариант является предпочтительным?». Она научилась вновь чувствовать и переживать свои эмоции, а не прятать их внутри своего тела. Своими слезами и смехом она растворила страх и вместе с ним блоки спазмов и болей в своем кишечнике. Она выздоровела и стала свободной.

Случай 2-ой. Комплекс собственной несостоятельности или «Я не имею право на свое мнение».

Другая моя пациентка страдала от тревоги, которая проявлялась у нее физическим ощущением тошноты. Приступы тошноты с позывами на рвоту и отсутствием аппетита, заставляли ее жутко беспокоиться и испытывать настоящий страх. Не осознавая истинных причин своих страданий, она несколько лет безуспешно лечилась у терапевтов, гастроэнтерологов, невропатологов и других специалистов, пока не попала ко мне на прием. В процессе психотерапии она поняла, что главной причиной ее тревоги, страхов и приступов тошноты является запрет на проявление своего собственного мнения. Долгое время она жила в «тисках» детского страха быть отвергнутой своими родителями. Конечно же, родители не собирались отказываться от своей дочери. Они оставались достаточно добрыми и хорошими людьми. Однако воспитывая ее с детства, они всегда сравнивали ее с другими детьми, и чаще всего не в ее пользу. Да, они считали, что таким образом они поощряют в ней способность быть лучшей, быть «хорошей девочкой», но вряд ли счастливой, как оказалось потом. Развившийся с годами комплекс собственной несостоятельности, с одной стороны, стимулировал ее доказать свое совершенство и значимость и помог стать ей высококвалифицированным специалистом в своей отрасли и получить высокооплачиваемую работу. Однако, с другой стороны, заставил ее страдать от невозможности высказывать свое мнение, отстаивать свое понимание и придерживаться своей стратегии в поведении. С одной стороны она доказала родителям, что достойна самой высокой похвалы с их стороны, что она «хорошая девочка» и может быть успешней, чем другие. Однако с другой стороны, став взрослой и социально успешной, она в чем-то оставалась ребенком, той самой девочкой, которая ждет одобрения со стороны своих родителей. Она не стала свободной и независимой от мнения и оценок других людей, и прежде всего своих родителей. Она продолжала сомневаться в правильности своих суждений, и всегда оглядывалась назад, думая: «а что скажет моя мама?» Я как-то был свидетелем их реального общения друг с другом. Как только моя пациентка собиралась высказать свое суждение по поводу той или иной ситуации, как сразу же включалась в разговор ее мама. Слова моей пациентки при этом буквально зависали в воздухе, ее речь обрывалась и замещалась монологом ее матери, и на ее лице появлялось выражение изумления, растерянности и тревоги.

Организм человека стремится быть целостным, поддерживая условия для своего развития и совершенствования. Но на какой-то момент все условия оставаться целостным и при этом развиваться в условиях старых рамок и ограничений исчерпываются. И тогда, порой единственным шансом для поддержания гармонии и условий для дальнейшего развития человека является болезнь. Признаки болезни, несмотря на их универсальность, на наличие присущим всем людям характеристикам той или иной проблемы, все ж таки остаются индивидуальными, и по своему неповторимыми в своих проявлениях. Болезнь выбирает свой, присущий именно этому человеку стиль и рисунок проявления.

Так в случае с моей пациенткой, симптом тошноты символизировал нежелание принимать «чужеродную пищу». Каждому человеку известно, что когда мы употребляем несвежий продукт, или не сочетаемые друг с другом продукты питания, мы испытываем желудочный дискомфорт, и в том числе тошноту. Тошнота – это прелюдия рвоты, то есть желания организма освободиться от съеденного, попавшего вовнутрь. Когда пища в действительности является несвежей, неправильной с точки зрения пищеварения, наступает реальная рвота. Пища в данном случае метафора, символизирующая мысли, оценки, убеждения – ментальный продукт. Поэтому, когда такой пищей является ментальный продукт, возникает устойчивое ощущение тошноты без рвоты. И не важна «степень родства», «чужеродным» ментальным продуктом является все то, что не прошло проверку на соответствие своей собственной системе убеждений, ценностей и предпочтений. Все то, что не является моим, является чужеродным для меня. Это закон.

Когда моя пациентка осознала причины своей тревоги и приступов тошноты, она стала меняться, а когда она стала меняться, она стала выздоравливать. Приступы изнуряющей тошноты прошли. А тошнота какое-то время была для нее как знак, как индикатор того, что в данной ситуации необходимо быть бдительной на факт «приема чужеродной пищи». Ей предстояло научиться самой отслеживать моменты, когда ей навязывается чужое непроверенное мнение. Ей предстояло научиться находить эффективные стратегии совладения с ситуацией, требующей принятие ее собственного решения. Вначале она это научилась делать с помощью психотерапевта, а через некоторое время, она успешно стала справляться с этим самостоятельно. Тревога, страхи, тошнота ушли безвозвратно, а вместо них появилась возможность проживать свою жизнь, вместо чей-то другой.

Эти два реальных из клинической практики случая не исчерпывают всю картину часто встречаемых у людей ошибок в мышлении. Однако они исчерпывающе демонстрируют то, как мы можем попадать в «ловушки» наших собственных логических ошибок, стереотипов мышления, создавая неэффективные стратегии в поведении и заставляя себя страдать.

Практическая психология и психотерапия располагает достаточным набором инструментов и способов выйти за границы болезненной обусловленности и замкнутого круга несчастий и страданий. Для многих людей сумевших в процессе психотерапии избавиться от своей тревоги и страхов это факт стал очевидным явлением в их жизни, как и само выздоровление.

  психолог_психотерапевт_Киев автор: belov просмотров: 8292 комментариев: 1

Смотреть все записи блога

Пишите комментарии!

комментарий


сколько будет 1 + 4
 
комментарии:
гость: Hmlilefelp
  Большое вам спасибо!