Центр психотерапии доктора Белова г.Киев - психолог - психотерапевт  - консультация психолога в Киеве - психология отношений - психология личности - психологический портал
   

>>> Смотреть все записи блога <<<

помощь_психолога_психотерапевта_в_Киеве
  психолог_психотерапевт_Киев автор:belov     03.08.2012
Страх, тревога, ч.1. ОШИБКИ в МЫШЛЕНИИ – причина ТРЕВОГИ и СТРАХОВ.
 

Что такое тревога?
ТРЕВОГА возникает и поддерживается иррациональным, ошибочным мышлением и повторяющимися, стереотипными и неэффективными стратегиями поведения.

Случай 1-ый. Перфекционизм, неоправданное «долженствование» или «Я всегда должна быть безупречной».

Одна моя пациентка в разговоре со мной часто высказывала утверждение, что она всегда знала, что все должна делать правильно, на «пятерку». Да, это знание достаточно часто помогало ей добиваться результатов: в учебе, в овладении своей профессией, в достижении карьерных успехов. Но какой ценой? А цена была в высочайшем напряжении и мобилизации внутренних сил и ресурсов на достижение абсолютного совершенства.
Со временем она перестала получать удовольствие от работы. Усталость, утомляемость, разочарование и раздражение стали становиться частыми ее спутниками. Она не была счастлива и в близких отношениях. В каждом своем действии она требовала от себя безупречности, и это проецировалось на ее близкие отношения. Она постоянно пребывала в тревоге и страхе потерять семью, из-за того, что не сможет быть идеальной и соответствовать ожиданиям ее мужа. Она постоянно сомневалась в результатах своих поступков, беспокоясь о том, что ее неправильно оценят, а в некоторых случаях даже осудят. Она боялась потерять близкого человека, беспокоясь о том, чтобы быть всегда правильной в отношении с ним. И соответственно в каждом его поступке сомневалась в его преданности и честности. Она боялась потерять то, что имела, и она боялась приобретать новое в своей жизни.

Не понимая этого, она страдала от страхов, которые «поселились» в ее теле, и в частности в ее кишечнике в виде синдрома раздраженного кишечника (СРК). Она избегала поездок в метро и общественном транспорте, так как боялась, что «случится непоправимое», и она «опозорится»… Так вот, в этом разговоре я обратил ее внимание на то, что
во-первых: не один человек не может быть совершенным и соответственно требовать этого от других людей;
во-вторых: долженствование – это внутренняя установка сознания на необходимость чего-нибудь в противоположность тому, что существует, это требование того как должно быть в отличие от того как есть на самом деле;
в-третьих: знание должно помогать нам, а не ограничивать наши возможности. «Знание – наша сила» как известно, а не слабость.

Установка мышления на долженствование напрямую связано с социальными ожиданиями: быть самым лучшим, заслужить похвалу и одобрение. Долженствование – это требование соответствия определенному идеалу, в противном случае – угроза отвержения. «Если я не сделаю это, то я потеряю все», «если не будет порядка, все рухнет», «если я не буду успешным, я буду никому не нужным» и т.п. Но долженствование не совпадает с истинной мотивацией человека. А это означает конфликт между «должен» и «хочу», результатом чего является постоянная тревога.

На сеансах психотерапии моя пациентка научилась не предъявлять высоких требований к себе и к окружающим ее людям. Она научилась рассматривать свое императивное и безальтернативное «должен» с более гибких и мягких позиций «могу» и «было бы лучше». Она смогла разглядеть альтернативные варианты своего поведения и реакций на события окружающего мира, задавая себе вопросы: «Почему так было бы лучше?», «Какие есть альтернативы?», «Каковы реальные последствия того или иного выбора?», «Какой вариант является предпочтительным?». Она научилась вновь чувствовать и переживать свои эмоции, а не прятать их внутри своего тела. Своими слезами и смехом она растворила страх и вместе с ним блоки спазмов и болей в своем кишечнике. Она выздоровела и стала свободной.

Случай 2-ой. Комплекс собственной несостоятельности или «Я не имею право на свое мнение».

Другая моя пациентка страдала от тревоги, которая проявлялась у нее физическим ощущением тошноты. Приступы тошноты с позывами на рвоту и отсутствием аппетита, заставляли ее жутко беспокоиться и испытывать настоящий страх. Не осознавая истинных причин своих страданий, она несколько лет безуспешно лечилась у терапевтов, гастроэнтерологов, невропатологов и других специалистов, пока не попала ко мне на прием. В процессе психотерапии она поняла, что главной причиной ее тревоги, страхов и приступов тошноты является запрет на проявление своего собственного мнения. Долгое время она жила в «тисках» детского страха быть отвергнутой своими родителями. Конечно же, родители не собирались отказываться от своей дочери. Они оставались достаточно добрыми и хорошими людьми. Однако воспитывая ее с детства, они всегда сравнивали ее с другими детьми, и чаще всего не в ее пользу. Да, они считали, что таким образом они поощряют в ней способность быть лучшей, быть «хорошей девочкой», но вряд ли счастливой, как оказалось потом. Развившийся с годами комплекс собственной несостоятельности, с одной стороны, стимулировал ее доказать свое совершенство и значимость и помог стать ей высококвалифицированным специалистом в своей отрасли и получить высокооплачиваемую работу. Однако, с другой стороны, заставил ее страдать от невозможности высказывать свое мнение, отстаивать свое понимание и придерживаться своей стратегии в поведении. С одной стороны она доказала родителям, что достойна самой высокой похвалы с их стороны, что она «хорошая девочка» и может быть успешней, чем другие. Однако с другой стороны, став взрослой и социально успешной, она в чем-то оставалась ребенком, той самой девочкой, которая ждет одобрения со стороны своих родителей. Она не стала свободной и независимой от мнения и оценок других людей, и прежде всего своих родителей. Она продолжала сомневаться в правильности своих суждений, и всегда оглядывалась назад, думая: «а что скажет моя мама?» Я как-то был свидетелем их реального общения друг с другом. Как только моя пациентка собиралась высказать свое суждение по поводу той или иной ситуации, как сразу же включалась в разговор ее мама. Слова моей пациентки при этом буквально зависали в воздухе, ее речь обрывалась и замещалась монологом ее матери, и на ее лице появлялось выражение изумления, растерянности и тревоги.

Организм человека стремится быть целостным, поддерживая условия для своего развития и совершенствования. Но на какой-то момент все условия оставаться целостным и при этом развиваться в условиях старых рамок и ограничений исчерпываются. И тогда, порой единственным шансом для поддержания гармонии и условий для дальнейшего развития человека является болезнь. Признаки болезни, несмотря на их универсальность, на наличие присущим всем людям характеристикам той или иной проблемы, все ж таки остаются индивидуальными, и по своему неповторимыми в своих проявлениях. Болезнь выбирает свой, присущий именно этому человеку стиль и рисунок проявления.

Так в случае с моей пациенткой, симптом тошноты символизировал нежелание принимать «чужеродную пищу». Каждому человеку известно, что когда мы употребляем несвежий продукт, или не сочетаемые друг с другом продукты питания, мы испытываем желудочный дискомфорт, и в том числе тошноту. Тошнота – это прелюдия рвоты, то есть желания организма освободиться от съеденного, попавшего вовнутрь. Когда пища в действительности является несвежей, неправильной с точки зрения пищеварения, наступает реальная рвота. Пища в данном случае метафора, символизирующая мысли, оценки, убеждения – ментальный продукт. Поэтому, когда такой пищей является ментальный продукт, возникает устойчивое ощущение тошноты без рвоты. И не важна «степень родства», «чужеродным» ментальным продуктом является все то, что не прошло проверку на соответствие своей собственной системе убеждений, ценностей и предпочтений. Все то, что не является моим, является чужеродным для меня. Это закон.

Когда моя пациентка осознала причины своей тревоги и приступов тошноты, она стала меняться, а когда она стала меняться, она стала выздоравливать. Приступы изнуряющей тошноты прошли. А тошнота какое-то время была для нее как знак, как индикатор того, что в данной ситуации необходимо быть бдительной на факт «приема чужеродной пищи». Ей предстояло научиться самой отслеживать моменты, когда ей навязывается чужое непроверенное мнение. Ей предстояло научиться находить эффективные стратегии совладения с ситуацией, требующей принятие ее собственного решения. Вначале она это научилась делать с помощью психотерапевта, а через некоторое время, она успешно стала справляться с этим самостоятельно. Тревога, страхи, тошнота ушли безвозвратно, а вместо них появилась возможность проживать свою жизнь, вместо чей-то другой.

Эти два реальных из клинической практики случая не исчерпывают всю картину часто встречаемых у людей ошибок в мышлении. Однако они исчерпывающе демонстрируют то, как мы можем попадать в «ловушки» наших собственных логических ошибок, стереотипов мышления, создавая неэффективные стратегии в поведении и заставляя себя страдать.

Практическая психология и психотерапия располагает достаточным набором инструментов и способов выйти за границы болезненной обусловленности и замкнутого круга несчастий и страданий. Для многих людей сумевших в процессе психотерапии избавиться от своей тревоги и страхов это факт стал очевидным явлением в их жизни, как и само выздоровление.

   
  просмотров: 6580 комментариев: 0    

>>> Смотреть все записи блога <<<

Пишите комментарии!

комментарий


сколько будет 1 + 4
 
комментарии:
Еще нет комментариев к этой записи - будьте Первым!!!